Черный PR-квадрат
Существует предел, больший нуля, ниже которого нельзя сжать площадь сигнала, занимаемую им на плоскости "частота - время". Принцип частотно-временной неопределенности сигналов |
08.03.2003
Включив телевизор, можно безошибочно определить: до парламентских и президентских выборов осталось меньше года. Что позволяет с уверенностью говорить об этом? Обострившаяся активность лидеров политических партий и движений? Да, но три последних года были явно не из спокойных. Увеличившиеся доля и острота политических программ, появление результатов всевозможных опросов общественного мнения? Признак верный, но относительный и тоже не главный. Ощущение, что с телеэкрана нам навязчиво, иногда прямо, чаще скрытно навязывают какую-то позицию? Это, похоже, в точку. Свобода слова, идеалы демократии... Все красивые слова вылились в 33900 секунд эфирного времени для Ельцина в 1996-ом против 2600 секунд Зюганова. Реально во всех влиятельных СМИ был тотальный черный PR. То есть, проплаченные статьи, репортажи, интервью. Это настолько очевидно, что те, кто искренне считают иначе, если это к примеру молодые люди призывного возраста, могут заявить об этом на медкомиссии и не бояться пополнить ряды Вооруженных Сил. Другие тоже могут получить инвалидность и пользоваться льготами (пока не отменили).
У выборных кампаний 1995-96, 1999-2000 годов, по крайней мере, если взглянуть на них со стороны рядового избирателя, было много общего, многое отличалось. Не станет исключением, наверное, и кампания нынешняя. Одно отличие, которое проглядывается уже сейчас - полное единоначалие во всех телеСМИ. Единомыслия среди действующей власти по поводу кандидатуры президента, как и прежде, нет. В 1996-ом олигархи, делившие наиболее влиятельные СМИ, сплотились вокруг кандидатуры Ельцина незадолго до выборов. Перед выборами-2000 реальными кандидатами смотрелись то Аксененко, то Лужков. И сейчас ходят упорные слухи о перспективах Касьянова как ставленника Кремля (или США). Но все общероссийские телеканалы изначально, еще "до схватки", в одних руках. Прорваться через такую информационную блокаду, вести какую-либо работу на телевидении тяжело, почти невозможно. С другой стороны, когда ведущие СМИ монополизированы, это создает ряд особенностей, которые могут снизить их влияние.
Во-первых, отсутствие конкурентов в сегменте информационного пространства заставляет его владельцев «притупить внимание», остановиться в совершенствовании средств и методов обработки населения. Вспомним, как творчески подходили к делу Доренко и Киселев, развернув прямо капсоревнование в своих ударных программах. А сейчас?
6 марта, программа «Время» на ОРТ. В числе главных новостей дня: В. Путин посетил древние сибирские города Тюмень и Тобольск. Картинка: президент на фоне старинных белых колоколен и белого снега с представителем духовенства. Колокольный звон.
«Дяденька, а вот эта булочка»! Все это мы уже видели, и не раз. Президент летает на истребителе, президент на подводной лодке. Президент на палубе крейсера суровым взглядом осматривает морские просторы. Президент окунает лицо в кумыс. Конечно, есть и новизна. Например, раскрутка идеи союза России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Но качественного прорыва нет. (И это радует!) Так ли сильно будет влиять на людей подобный PR, скатывающийся к банальной пропаганде, крути его хоть 25 часов в сутки? Вслушивался ли кто-нибудь в однообразное советское «Еще не окончилась полярная ночь, а труженики села уже в поле». «Скажите, сколько тонн клевера от каждой курицы-несушки пойдет в закрома после обмолота зяби»?
В перестройку был популярен хороший анекдот. Приходит к Горбачеву министр сельского хозяйства и говорит:
- Михаил Сергеевич, куры дохнут, не знаем, что делать...
- А давайте нарисуем перед каждой курицей черный квадрат. Я думаю, с психологической точки зрения это поможет ей раскрепоститься... ... ...
Нарисовали. Через неделю министр приходит опять:
- Михаил Сергеевич, половина всех кур сдохла. Что делать?
- А давайте в черный квадрат впишем желтый треугольник...
Вписали. Проходит неделя, приходит министр.
- Михаил Сергеевич, кур только на развод осталось!
- А давайте подойдем к вопросу конструктивно и опишем вокруг каждого квадрата красный круг... ... ...
Описали, благо кур осталось немного. Через неделю:
- Михаил Сергеевич, я решил уйти на пенсию. Все куры сдохли.
- Эх, жаль! У меня было еще столько много новых идей!
Авторы предвыборной кампании от власти пока здорово напоминают Михаила Сергеевича. Будем надеяться, что их куры если и не передохнут, то перестанут нести золотые яйца.
Вторая «особенность момента», вытекающая из монополизации телевидения – по-видимому, должна снизиться мотивация труда у тележурналистов, проводников PR. Когда нет выбора работодателя, работа из (условно) сдельной превращается в почасовую. Со всеми вытекающими. Может ли быть у Ревенко тот, выражаясь словами Березовского, «драйв», какой был у Доренко, когда он был относительно свободен в выборе работы, нес определенную ответственность за нее, считал, что работает ради и своих личных интересов и т. д. Самая большая самоотдача будет, наверное, от рвения штрейкбрехера.
Кстати, то же можно сказать и про «Единую Россию». Собранная из обломков КПСС, (причем именно тех обломков, которые уже доказали один раз, как они хранят верность идеям), и нового чиновничества, склеенная карьеризмом и административным ресурсом, сможет ли она стать действенным инструментом предвыборной борьбы?
Возвращаясь к нашим баранам, то бишь к авторам той предвыборной кампании Путина, которую мы пока наблюдаем. Их стараниями влияние телевидения, вероятно, будет уменьшено. Скорее всего, возрастет влияние прессы и сети Интернет. Практика покажет, насколько силен у человека иммунитет к однообразной PRопаганде.
До выборов еще девять месяцев, но определенности в их ходе и исходе нет. Четыре года назад, в 1999-ом, в сентябре большинство было уверено в том, что президентом станет Лужков. «Кепка над кремлем» - обобщающий заголовок газетных статей того времени. А жизнь в очередной раз доказала, что полностью предсказать ее невозможно.