Краткий курс теории информации применительно к современной информационной войне

Находится в разработке. Плановое окончание - 31 августа 2002 г.

Содержание:

  1. Понятие информации
  2. Информационное взаимодействие
  3. Информационное противостояние
  4. Средства ведения информационной войны. СМИ
  5. Литература и ссылки

1. Понятие информации

Информация - достаточно широкое понятие, к тому же динамично развивавшееся с момента своего появления. Разными авторами толкование понятия "информация" дается в зависимости от контекста, в котором оно будет использоваться.

Одно из наиболее общих определений выглядит следующим образом [1]:

Информация - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном а растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.

В контексте настоящей статьи наиболее целесообразно использование следующего определения информации [2]:

Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется Информацией.

В данном определении подчеркивается фундаментальное свойство информации: ее нематериальность. Т.е., при соблюдении законов сохранения определенная таким образом информация не может являться материей, - веществом либо энергией. Подчеркнем однако, что существовать и быть доступной для человека или любого другого материального объекта информация может лишь на материальном носителе: бумаге, магнитном или оптическом диске, в клетках человеческого мозга.

Заметим также, что стоимость материального носителя информации не совпадает со стоимостью самой информации. Так, на клочке туалетной бумаге может быть написано, где находится стограммовый бриллиант.

Использовав данное определение, мы не будем рассматривать вопросы: "является ли информация субстанцией?" или "стоит ли относить все нематериальные продукты всевозможных взаимодействий к информации?". Цель данного курса - дать прочитавшему его общие сведения об информации, годные к практическому применению.


2. Информационное взаимодействие

В разделе 1 введено понятие информационного взаимодействия. В литературе [2] описаны механизмы и приведены примеры такого взаимодействия на различных уровнях организации материи [2], [3]: на уровне неживой природы, на биологическом и социальном уровнях живой природы.

Т.е., информационное взаимодействие имеет место например между реагентами и катализатором в ходе химической реакции, между живой клеткой и внешней средой и между элементами внутри клетки, между живыми организмами и т.д. [2]

Простейшее, или элементарное информационное взаимодействие объекта со средой содержит три этапа:

  1. Прием информации
  2. Интерпретация полученной информации
  3. Реализация информации

Нас в первую очередь будет интересовать, конечно, информационное взаимодействие объектов на социальном уровне. Примерами объектов на данном уровне организации материи могут являться: семья, класс, нация и т.д. Т.к. данный сайт посвящен мировой информационной войне, а под войной обычно подразумевается крупное вооруженное столкновение, то круг объектов таким образом суживается до класса, нации и государства.

3. Информационное противостояние

Любой объект вступает в информационное взаимодействие со средой с единственной целью: приблизиться к выполнению имеющихся внутри него целевых установок. Естественно, интерес объекта, его целевые установки могут быть прямо или косвенно направлены на причинение ущерба другому объекту всеми средствами, в том числе и при помощи информационного взаимодействия. Попытку причинения ущерба одним объектом другому посредством информационного взаимодействия будем называть информационным противостоянием. Объекты, участвующие в информационном противостоянии, будем называть информационными противниками.

Возможны два пути непосредственной реализации информационного противостояния: первый (косвенный) - получить имеющимися средствами информацию о противнике из внешней среды с целью усовершенствования своей внутренней структуры (программы действий) для последующего более эффективного противостояния противнику; второй - целенаправленное выделение информации во внешнюю среду с целью нарушения действий противника.

Для обозначения понятия, близкого по смыслу ко второму обозначенному пути реализации информационного противостояния, в литературе [2] вводится понятие дезинформации:

Фактор целенаправленной передачи информации от одного объекта другому в ситуации, когда ее реализация оказывается целесообразной для первого и нецелесообразной для второго, будем называть дезинформацией.

В нашем случае, когда речь идет о мировой информационной войне, максимум энергии при реализации первого пути информационного противостояния приходится на т.н. "промышленный шпионаж" [4] (и не только промышленный, но и военный, экономический, короче, просто на шпионаж). Сюда же частично, хотя и с натяжкой, можно отнести "утечку мозгов".

Организация "шпионажа", его эффективность могут быть точно просчитаны, спланированы, также, как и меры по противодействию ему. Как правило, "шпионаж" не направлен на работу с массами населения. Предметом настоящей статьи является исследование второго пути информационного противостояния, причем той его части, при реализации которой основной упор делается на "работу" с населением ("личным составом") объекта-противника. Именно это сейчас наиболее часто подразумевается под термином "Информационная война", хотя такое определение является несколько суженным по сравнению с возможным определением информационной войны как высшей степени информационного противостояния.

В литературе [5] используется также термин "психологическая война". Там, где это принципиально, мы будем пользоваться именно этим термином. Генеральное определение психологической войны, разработанное в Вашингтоне в 1942 г., выглядит следующим образом:

Психологическая война - координация и использование всех средств, включая моральные и физические (не включая в эти средства обычные военные операции, но используя их психологические результаты), при помощи которых уничтожается воля врага к достижению победы, подрываются его политические и экономические возможности для этого; враг лишается поддержки, помощи и симпатий своих союзников и нейтралов или предотвращается получение им такой поддержки, помощи или симпатий; создается, поддерживается или увеличивается воля к победе нашего собственного народа и его союзников; приобретаются, поддерживаются и увеличиваются помощь и симпатии нейтралов.


4. Средства ведения информационной войны. СМИ


Для каждой воюющей стороны формула вооруженной борьбы во все времена представляла собой сумму двух взаимосвязанных, но противоположных по направлению векторов действий: действие по противнику своими средствами поражения (вектор наступательной или ударной составляющей) и защита своих войск и объектов от действия (поражения) средствами противника (вектор оборонительной составляющей).[6]

В целях более глубокого анализа условно представим формулу вооруженной борьбы в войне в виде четырех взаимосвязанных составляющих, которые всегда были и остаются её непременными элементами:

Литература и ссылки:

  1. Советский энциклопедический словарь. Издание третье, под ред. А.М. Прохорова. - М.: "Советская энциклопедия", 1985 г.

  2. Янковский С.Я. Концепции общей теории информации

  3. Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20

  4. Климов В. Промышленный шпионаж как основа информационных войн

  5. Яковлев Н.Н. ЦРУ - орудие психологической войны. М.: Педагогика, 1982

  6. Слипченко В. Война будущего
Гостевая книга...
Пишите нам...


Hosted by uCoz